КОНТАКТЫEng
Главная / Наш вклад / «Нас, граждан Ленинграда, не поколеблет грохот канонад!»

«Нас, граждан Ленинграда, не поколеблет грохот канонад!»

Раздел 2.jpg


С первых дней войны адмиралтейцы оперативно переключились на выполнение срочных заказов для действующих армии и флота.
В условиях войны и блокады Адмиралтейские верфи сдали флоту:
7 подводных лодок типа Щ и К, 20 бронированных катеров типа МБК, 66 морских охотников за подводными лодками типа БМО, 116 самоходных плашкоутов, 5 судоподъемных понтонов грузоподъемностью 200 тонн. На заводах было переоборудовано и отремонтировано 300 надводных кораблей, судов и подводных лодок.
С 1941 по 1945 год на верфях было изготовлено для нужд фронта: около 3000 комплектов тралов, 8000 патронов для тралов, 120000 морских мин, 300 якорных мин, 1 500 минометов МБ-82, 30 000 металлических и саперных лопат, 900 буев для тралов, 91 комплект параванов, 80000 корпусов снарядов, мин, авиабомб, поставлено Кировскому заводу 18300 единиц деталей для танков.
На 1 января 1943 года 70% работников завода составляли женщины и подростки. Работали в две смены – по 12 часов каждая, без выходных.
Работа на верфях велась под постоянными артобстрелами и бомбардировками немецкой авиации. Адмиралтейские верфи с их ясно очерченными водными границами были очень удобной мишенью для противника. На территории заводов имени Марти и «Судомеха» были сброшены сотни авиабомб и снарядов, разрушившие многие здания.
Только завод имени Марти в 1943 году 12 раз подвергся артобстрелу. На его территории разорвалось 190 снарядов. Пострадали почти все цехи, административные здания, электростанция.
Вот хроника всего лишь одного блокадного часа из журнала дежурного по заводу имени Марти, сохранившегося в архивах верфей.
4 апреля 1942 года.
18 час. 55 минут – сигнал «ВТ» по городу.
19.05. Над объектом самолеты противника.
19.15. Бомбы на механической стороне около проходной.
19.20. Бомбы у механической, у модельного цеха, у цеха № 17.
19.30. В районе цехов 17 и 19 пожар – выслана разведка.
19.35. Бомба в районе цеха 20. Один человек ранен в голову осколком.
19.36. Самолеты вновь появились над объектом.
19.37. У грузового гаража неразорвавшаяся бомба.
19.38. В районе цеха 17 фугасная бомба.
19.41. Пожар между цехом 33 и центральной кочегаркой.
19.42. Начался обстрел города.
19.44. Пожар в цехе 16.
19.53. Три бомбы на территории завода. У модельного цеха фугасная бомба. Бомба в цехе 16 пробила крышу, цех загорелся, но пожар был ликвидирован. Бомба у гаража легковых машин, трое пострадавших. Между зданием 4 и кочегаркой неразорвавшаяся бомба.
20.04. На механической стороне три человека убито, четверо ранено.
20.10. Отбой «ВТ» по городу.
Большая нагрузка выпала на подразделения местной противовоздушной обороны – МПВО, которая осуществляла оборону воздушного пространства над цехами предприятия. Бойцами батареи за годы войны было сбито 8 вражеских самолетов.
Работали и для нужд осажденного Ленинграда, выпуская, например, штыковые лопаты, которые срочно понадобились для возведения оборонительных сооружений. 800 заводчан с первых дней войны ежедневно откомандировывались на строительство оборонительных сооружений в городе и на подступах к нему.
Количество работающих по сравнению с 1942 годом в 1943 году сократилось почти вдвое, при этом выпуск продукции увеличился на 47%.
«Работали мы всю войну без выходных, по 11 часов за две смены, - рассказывал ветеран-адмиралтеец Михаил Волков. - Очень больно было смотреть на молоденьких девушек и ребят, которые ночью, в обеденный перерыв, засыпали от усталости тут же у станков. Разбудишь их – и они, ни слова ни говоря, шли на рабочие места. Трудились наравне со взрослыми- задания для всех были одинаковы. А труд нелегкий: каждая мина, которую обтачивали ребята, весила не менее 20 килограммов. Нужно было обработать 200 таких мин за смену, переместить в течение дня 4 тонны груза».
Адмиралтейские верфи жили на одном дыхании с осажденным городом и вместе с Ленинградом переживали все тяготы блокады. Заводы испытывали постоянную нужду в топливе, материалах, транспорте, но самым страшным испытанием был голод. Продовольственные нормы сокращали пять раз, но, даже получая всего по 300 грамм блокадного хлеба в день, адмиралтейцы продолжали ставить трудовые рекорды.
Справочное бюро
+7 (812) 714-88-33
+7 (812) 494-79-43
Канцелярия
+7 (812) 714-88-52
info@ashipyards.com
наверх