Заложены Адмиралтейские верфи, старейшее судостроительное предприятие России.
«… 1704, ноября. В 5-й день заложили Адмиралтейский дом и были в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 100 сажен», — из записи в «Журнале путешествий Петра I (1696 –1709 гг.)».
Всего через год после сооружения верфи полным ходом шло строительство двух бомбардирских кораблей, двух прамов и 24 ботов.
Спущены на воду: первый крупный корабль – 18-пушечный прам «Скиния Завета»; яхты «Екатерина» и «Любовь». Всего за 4 месяца была построена головная яхта российского флота «Надежда».
Петром І и Федором Скляевым заложен первый линейный корабль Балтийского флота – 54-пушечная «Полтава». По предложению царя на линкоре впервые в мире были использованы железные лафеты для корабельных пушек. Корабль был не только мощным, но и маневренным, а форма носовой части способствовала легкому восхождению на волну.
На стапелях Адмиралтейских верфей одновременно строятся 10 боевых кораблей, среди которых 60-пушечный «Шлиссельбург», 70-пушечный «Святой Александр» и первый в русском флоте трехпалубный 90-пушечный корабль 1 ранга «Лесное». В этот период разрабатывались принципиально новые для того времени кораблестроительные технологии, ставшие основой широко применяемого сегодня сборочно-секционного метода.
Спущен на воду 64-пушечный линейный корабль «Ингерманланд», ставший головным для первой в мире крупнейшей серии в более чем 60 единиц. Из кораблей этой серии состояла эскадра Дмитрия Сенявина, разгромившая турецкий флот в Дарданелльском и Афонском сражениях. К концу 1715 года на верфях Главного Адмиралтейства одновременно строилось уже десять 60-90-пушечных кораблей.
Для нужд Балтийского флота построен первый судоремонтный эллинг для линейных кораблей. До этого суда для ремонта вытаскивали на берег, что приводило к дополнительным повреждениям. Или корабли попросту уничтожали и строили новые. Адмиралтейские верфи стали пионерами в организации восстановительного ремонта кораблей.
В присутствии Петра I испытано «потаенное судно» Ефима Никонова — прообраз первой подводной лодки. На испытаниях «потаенное судно» трижды спускалось под воду, но во время погружения было повреждено. После смерти Петра I оригинальное изобретение талантливого русского крестьянина пропало. Но справедливое признание пришло к Ефиму Никонову спустя 300 лет: «потаенные суда» – подводные лодки – стали основной специализацией Адмиралтейских верфей.
Начало строительства торговых судов: лесовозов архангельского типа и небольших судов каботажного плавания для доставки грузов из Кронштадта в Петербург.
Спущен на воду первый в России 100-пушечный линкор «Петр I и II», остававшийся в боевом строю 25 лет. Закладкой этого корабля завершился петровский период в отечественном кораблестроении. За четверть века Петр Великий превратил сухопутную страну в сильную морскую державу.
Балтийскому флоту сданы 80 галер, в честь блестящих побед при Гангуте и Гренгаме. В период непродолжительного царствования Екатерины I строительство крупных судов существенно сократилось.
Завершено строительство самого мощного на Балтийском флоте 110-пушечного линейного корабля 1 ранга «Императрица Анна». Во время правления Анны Иоанновны было построено более 110 кораблей: линкоры, фрегаты, прамы, бомбические корабли, большие и малые галеры.
Спущен на воду 80-пушечный линкор «Святой Павел», принявший 7 июня в составе эскадры Николая Головина участие в сражении со шведским флотом у мыса Гангут. Затем с разницей в два года спущены на воду 66-пушечный корабль «Святая великомученица Варвара» и 100-пушечный «Захарий и Елисавет». В период царствования Екатерины II Адмиралтейские верфи остаются единственным крупным судостроительным предприятием России, которое строит все виды кораблей для отечественного флота.
Построен первый специальный учебный 10-пушечный фрегат «Надежда» для морской практики гардемаринов и кадетов.
Заложен первый отечественный 130-пушечный линейный корабль «Благодать», построенный в кратчайшие сроки. Уже в августе следующего года он был спущен на воду. На корабле впервые была применена технология медной обшивки подводной части.
Построен первый в России пароход «Елизавета». Первые регулярные пассажирские рейсы в Кронштадт, Лисий Нос, Ораниенбаум и Петрозаводск были организованы на 11 пароходах адмиралтейской постройки.
Спущен на воду пароход «Волга», на несколько десятилетий ставший образцом строительства речных судов. На пароходе впервые была установлена сдвоенная паровая машина мощностью 60 л. с. Мощное и надежное судно проработало до начала 50-х годов XIX века.
Заложен первый пароходофрегат «Богатырь» с парусным вооружением и колесным движителем. Мощность паровой машины составляла 240 л. с. Поскольку колеса не позволяли устанавливать пушки по бортам, 28 крупнокалиберных орудий сконцентрировали в двух батареях на оконечностях.
Спущен на воду первый в России паровой корабль открытого моря – 46-пушечный парусно-винтовой фрегат «Аскольд». Под командованием капитана 1 ранга Ивана Униковского корабль совершил уникальный по продолжительности поход по маршруту Кронштадт – Киль – Брест – мыс Доброй Надежды – Гонконг – Нагасаки – Хакодате – Канагава – Манила – мыс Доброй Надежды – Плимут – Кронштадт.
Заложена головная в серии из 36 артиллерийских кораблей малого водоизмещения канонерская лодка «Осетр». Корабли этого типа составили первую линию береговой обороны Балтийского моря. Всего на Адмиралтейских верфях построили 51 паровую канонерскую лодку.
Спущен на воду первый в России броненосный корабль – плавучая батарея «Не тронь меня». Первый броненосец береговой обороны имел толщину брони 102 – 114 мм. В бортовых отсеках размещались особые цистерны, при заполнении которых увеличивалась осадка и уменьшалась выступающая над водой поражаемая поверхность.
Балтийскому флоту сдан первый отечественный мореходный броненосец «Петропавловск», ставший первым русским кораблем, на котором установили нарезную артиллерию отечественного производства и электрические прожекторы.
Заложен первый в мире брустверно-башенный броненосец, сильнейший корабль своего времени «Крейсер» (с 1872 года «Петр Великий»). Известный английский конструктор Эдвард Рид в газете «Таймс» писал: «Русские успели превзойти нас как в отношении боевой силы существующих судов, так и в отношении новых способов их постройки. Их «Петр Великий» совершенно свободно может идти в английские порты, так как представляет собой судно более сильное, чем всякий из собственных наших броненосцев".
Построен необычный корабль круглой формы – броненосец береговой обороны «Новгород». В середине XIX века согласно Парижскому трактату России, как и всем черноморским державам, запрещено было иметь военный флот в Черном море. Для несения береговой обороны инженер-конструктор Попов предложил строить круглые броненосцы, которые при скорости 6 узлов не подходили под класс корабля, но при диаметре в 30 метров были вооружены 280 мм пушками.
Спущен на воду первый бронепалубный корвет «Витязь». Уникальный в своем роде корабль под командованием адмирала С.О. Макарова совершил 387-дневное кругосветное плавание, во время которого проводились важнейшие географические и океанографические исследования. Корвет заслуженно стал одним из известнейших в мире кораблей науки, его имя выбито на фронтоне Океанографического музея в Монако.
Построен легендарный крейсер «Аврора», принимавший участие во всех войнах, которые вел СССР в XX веке.
Заложены два самых мощных линейных крейсера того времени «Бородино» и «Наварин», которые были названы в память погибших в Русско-японскую войну броненосцев. К этому же году относится первый опыт подводного кораблестроения предприятия. Адмиралтейцами была разработана технология клепочного соединения секций металлического корпуса и впервые изготовлены корпуса для четырех подводных лодок типа «Барс», которые потом были переданы на достройку Ревельской верфи. Это положило начало серийному строительству подводных лодок в России.
Построена серия из четырех рефрижераторных теплоходов для линии Одесса-Марсель. Эти «плавучие холодильники» стали первыми крупными судами, построенными на заводе после революции, и самыми грузоподъемными в советском флоте, с емкостью охлаждаемых трюмов в 2000 тонн.
Начало изготовления корпусов самых современных на тот период отечественных подводных лодок типа «Щ» V серии. Корпуса из восьми секций доставляли на железнодорожных платформах на Дальзавод во Владивостоке для сборки и достройки. Также построена серия из 11 речных 200-сильных буксиров для лесосплава, технические характеристики которых значительно превышали средние показатели зарубежных аналогов.
Спущены на воду лесовозы VI серии «Клара Цеткин» и «Вторая пятилетка», предназначенные для лондонской морской линии. Впервые главные и вспомогательные механизмы, судовые устройства, котлы и прочее оборудования были полностью изготовлены в СССР.
Сдана Балтийскому флоту первая полностью построенная на Адмиралтейских верфях подводная лодка Щ-305 серии V-бис. Всего на заводе было построено 36 боевых единиц этого проекта.
Заложены грузопассажирские пароходы ледового плавания «Дежнев» и «С.А. Леваневский». В годы Великой Отечественной войны «Дежнев» нес службу в качестве сторожевого корабля Северного флота в Белом и Карском морях. В конце августа 1942 года в порту Диксон он вел бой с германским тяжелым крейсером «Адмирал Шеер» и не позволил вражескому рейдеру блокировать Северный морской путь, необходимый СССР для получения помощи от союзников.
Заложена первая в стране полностью сварная подводная лодка М-88 серии XII. Всего на Адмиралтейских верфях было построено 14 кораблей этого проекта. Также началось строительство подводных лодок типа «С» серии IX-бис, все шесть кораблей серии за высокие боевые показатели в период Великой Отечественной войны награждены орденами Красного Знамени. Кроме того, в этом же году заложена серия из 9 единиц подводных крейсеров типа «К», предназначенных для дальних автономных походов.
К началу Великой Отечественной войны на Адмиралтейских верфях были построены 316 торпедных катеров, а также 69 подводных лодок серий «М», «Щ», «С» и «К», составивших 1/3 боевого состава подводных сил ВМФ СССР. Для гражданского флота на предприятии построено 6 грузопассажирских, 10 гидрографических, 3 лоцмейстерских, 6 рефрижераторных судов, 8 лесовозов, 1 ледокол, 38 буксиров, 8 речных пассажирских катеров, 1 железобетонная баржа, 7 несамоходных барж и 3 плавучих дока.
В условиях войны и блокады Адмиралтейские верфи сдали флоту 7 подводных лодок, 22 катера типа МБК, 48 морских охотников, 116 самоходных плашкоутов, 5 судоподъемных понтонов грузоподъемностью 200 т. На заводах было переоборудовано и отремонтировано более 260 кораблей и судов. Женщины и дети, заменившие у станков мужчин, изготовили для нужд фронта около 3 000 комплектов тралов, 8 000 патронов для тралов, 120 000 морских мин МШ-120, 300 якорных мин, 1 500 минометов МБ-82, 30 000 металлических и саперных лопат, 900 буев для тралов, 91 комплект параванов, 80 000 корпусов снарядов, мин, авиабомб, 18 300 единиц деталей для танков было поставлено Кировскому заводу.
В послевоенное время предприятие продолжало строить подводные лодки и боевые надводные корабли, суда гражданского флота самого различного назначения. Адмиралтейцы сдали военно-морскому флоту эсминцы проекта 30К «Отважный» и «Одаренный»; сторожевой корабль проекта 29К; четыре крейсера проекта 68-бис типа «Свердлов»; серию из 20 танкеров типа «Ленинград» гражданскому флоту.
Заложен танкер «Ленинград», первый цельносварный танкер проекта 563. Всего в серии было построено 26 судов, пять из которых впервые в истории Адмиралтейских верфей на экспорт для ГДР.
Сдана флоту малая подводная лодка с единым двигателем проекта 615, которая впервые в мире достигла скорости 15 узлов в подводном положении. Также началось строительство серии из 30 единиц подводных лодок проекта 615А. Примененный впервые блочный метод постройки позволил вдвое сократить стапельный период.
Сдана флоту подводная лодка с парогазовой турбиной С-99 проекта 617. Турбинный привод позволил обеспечить скорость подводного хода в 20 узлов. До появления атомных подводных кораблей это было значительное достижение.
Заложена головная подводная лодка проекта 641, при строительстве которой применялась высоколегированная сталь АК-25, позволившая увеличить глубину погружения до 280 метров. Серия кораблей из 75 единиц этого проекта стала самой крупной в истории предприятия.
Построен первый в мире ледокол с ядерной силовой установкой «Ленин». Во время строительства и испытаний на борту атомохода побывали множество делегаций и представителей разных стран мира, в том числе премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон, министры КНР. За 30 лет службы ледокол прошел более 500 тысяч миль, из них 350 тысяч во льдах толщиной 2 метра, провел более 3500 судов Северным морским путем. Одновременно первый гражданский атомоход стал учебно-практической базой подготовки более 5000 моряков атомного ледокольного флота.
Начато строительство серии кораблей проекта 97 (и его модификаций) из 16 единиц патрульных ледоколов и пограничных сторожевых кораблей ледового класса. Конструкция оказалась настолько удачной, что эти корабли стали самыми массовыми ледоколами, построенными для отечественного флота.
Передана заказчику первая крупная рыбопромысловая база «Андрей Захаров». Всего в серии было построено 14 плавучих консервных заводов, каждый из которых обеспечивал переработку не менее 66 тонн рыбного сырья в сутки. В процессе постройки проект непрерывно модернизировался, так сданный в 1967 году плавучий завод «Кораблестроитель Клопотов» за счет дополнительных линий по выпуску консервов имел суточную производительность в два раза больше, чем первый в серии «Андрей Захаров».
Заложен головной в серии из 7 танкеров проекта 1552 «Ханой». Танкера этой серии стали самыми крупными наливными судами флота страны. По окончании строительства серии танкерный флот СССР по тоннажу поднялся с 12-го на 5-е место в мире.
Заложена головная в серии атомных подводных лодок проекта 671. Отличительными особенностями кораблей этого проекта стали усовершенствованная гидродинамика, подводная скорость в 30 узлов, а применение в конструкции прочного корпуса новой марки стали АК-29 позволило увеличить глубину погружения до 400 метров.
Заложена крупнотоннажная рыбоперерабатывающая база «Восток», производственные мощности которой позволяли перерабатывать до 300 тонн сырья в сутки. База предназначалась для освоения наиболее отдаленных тропических и экваториальных районов Мирового океана и впервые в мировой практике несла на себе целую флотилию из 14 рыболовецких судов.
Построена подводная лодка проекта И641 (Foxtrot по классификации НАТО) «Kalvari» (Кальвари), ставшая первой подводной лодкой в СССР, построенной на экспорт, и первой, заложившей основу подводных сил Индии.
Началось строительство атомных подводных лодок третьего поколения проекта 705. Корабли этого проекта стали гордостью ВМФ СССР. Обладая скоростью в 41 узел, сопоставимой со скоростью торпед противника, подводные лодки имели, по сути, авиационные разгонные характеристики – могли развить полный ход в течение минуты. За 20 лет эксплуатации на кораблях этого проекта в борьбе за живучесть не был потерян ни один человек.
По заказу Министерства рыбного хозяйства СССР построен автономный обитаемый самоходный аппарат «Север-2». За время эксплуатации аппарат прошел под водой около 22 000 километров во всех морях Мирового океана; впервые в мире погрузился на глубину 2000 метров в море Росса (Антарктида).
Завершено строительство серии из 16 единиц портовых ледоколов проекта 97 и его модификаций. На базе проекта был создан единственный в мире научно-исследовательский ледокол для проведения гидрометеорологических исследований и контроля воздушной среды в Арктике (проект 97Н) «Отто Шмидт», принимавший участие в 40 научных экспедициях. Судно участвовало в нескольких глобальных программах АН СССР: «Карский эксперимент», «Баренцев эксперимент», «Полярный эксперимент».
Началось строительство серий буксируемых подводных наблюдательных камер с глубиной погружения 300 метров: два аппарата типа «Атлант-2»; шесть - «Тетис» проекта 1605; четыре – «Тетис-Н» проекта 16051. К 1985 году аппараты совершили 5200 погружений, в том числе, обследование мест захоронения химического оружия Первой и Второй мировых войн.
Сдан в эксплуатацию самоходный двухместный подводный аппарат «Тинро-2» проекта 1602, с глубиной погружения на 400 метров. Аппарат проводил исследования в Черном, Охотском и Беринговом морях, у берегов Африки, в районе Бермудского треугольника; в 1993 году принимал участие в подъеме обломков корейского Боинга-747 у берегов Сахалина.
Сдан заказчику автономный обитаемый самоходный опытный аппарат «Поиск-2» проекта 1832. Глубоководный аппарат предназначен для работ на глубине до 2000 метров.
Сдана заказчику большая подводная база-лаборатория проекта 1840. При эксплуатации подводной лаборатории была достигнута наивысшая в отечественной и мировой практике продолжительность пребывания водолазов в воде с использованием водообогреваемого снаряжения. Впервые с лодки-лаборатории на глубине 50 метров были выполнены сложные водолазные работы: осмотр корпуса и забортных устройств; рубка металла и сборка конструкций.
Передан в эксплуатацию уникальный автономный глубоководный аппарат «Поиск-6» проекта 1906. В августе 1985 года в районе Курильской гряды аппарат впервые в истории отечественного флота погрузился на глубину 6015 метров.
Началось строительство серии сверхмалых подводных лодок «Пиранья» проекта 865. Экипаж корабля состоял из трех офицеров, кроме того на борт принималась разведывательно-диверсионная группа из шести человек. Выход боевых пловцов мог осуществляться на глубине до 60 метров и на грунте.
Завершено строительство серий подводных лодок типа «Тритон-1М» и «Тритон-2». 45 единиц сверхмалых носителей легких водолазов, построенные на Адмиралтейских верфях, стали самыми многочисленными в подводном арсенале ВМФ.
Передана ВМС Республики Индия первая дизель-электрическая подводная лодка проекта 877ЭКМ. К 2000 году на Адмиралтейских верфях было построено 11 подводных лодок экспортной модификации проекта 877.
Сдана флоту опытная исследовательская подводная лодка «Макрель» проекта 1710, на которой были внедрены прогрессивные решения в области гидродинамики. В междубортном пространстве лодки размещалась система подачи полимерной пасты в пограничный слой на наружный корпус и гребной винт, за счет чего достигалось многократное увеличение подводной скорости корабля.
На Адмиралтейских верфях завершено строительство серии из двух уникальных кораблей командно-измерительного комплекса «Маршал Крылов» и «Маршал Неделин», предназначенные для выполнения научно-практических и боевых задач по обеспечению летно-конструкторских испытаний и для отработки новых образцов ракетно-космической техники. Корабли участвовали в испытаниях всех типов отечественных межконтинентальных баллистических ракет, обеспечивали все пилотируемые полеты космических аппаратов.
Заложен головной в серии танкер «Indra». Суда этой серии строились для зарубежных заказчиков из Норвегии, Индии, Германии. За счет применения новых технологий при строительстве серии почти в три раза сократилось время постройки и вдовое снижена трудоемкость.
Заложен танкер «Виктор Дубровский», ставший первым продуктовозом-химовозом построенным по российскому проекту. Кроме того, судно отличалось высокой степенью автоматизации, во время ходовых испытаниях танкер сутки работал без вмешательства экипажа.
Началось строительство первой серии из семи подводных лодок проекта 636 для Китайской Народной Республики. На строительстве этой серии на Адмиралтейских верфях впервые была заложена традиция проведения торжественной церемонии закладки заказа.
Заложен головной в серии танкер ледового класса проекта 20070 «Астрахань», ставший первым после большого перерыва судном, построенным для отечественного заказчика. При строительстве танкера рабочие чертежи впервые были разработаны специалистами предприятия. На четвертом судне серии, построенном по улучшенному проекту 20071, впервые в мировой практике судостроения на ледовый танкер было установлено устройство носового приема грузов, позволяющее принимать нефть из подводного трубопровода в ледовых условиях.
Построен автономный глубоководный аппарат «Русь» проекта 16810. Глубоководные испытания с погружением до 6000 метров проходили в районе Азорских островов.