Адмиралтейские верфи сто пятьдесят лет назад заложили первую канонерскую лодку «Ерш».
Деревянная винтовая канонерская лодка «Ерш» была предназначена для береговой обороны Балтийского флота. В мирное время предусматривалось ее использование для нужд портового хозяйства и гидрографии.
Лодка имела толстую деревянную наружную обшивку, которая считалась более надежной защитой от повреждений при плавании на каменистом мелководье. Корпус был почти плоскодонным. Железные детали корпуса изготавливались из листового и полосного железа толщиной 9,5-11,1 мм. Наружная обшивка была изготовлена из лиственницы и дуба.
23 марта 1874 года состоялась официальная закладка лодки. Спуск на воду – в августе 1874. 28 сентября 1874 года канлодка совершила пробное плавание до Кронштадта и обратно со скоростью не выше 5 узлов. После опытных стрельб в условиях качки баковый железный покатый настил укрепили добавочными пиллерсами, а чугунные клюзы заменили на более компактные полукипы. По результатам испытаний было предложено заострить носовые обводы и перенести колодец с орудием ближе к миделю, увеличить паропроизводительность котлов и мощность машин. Для улучшения ходкости увеличили длину корпуса на 4,5 м.
В 1874-1876 году канлодка претерпела дальнейшие изменения: на ней были установлены дополнительные кингстоны для насосов Даунтона, увеличен вылет шлюпбалок, решетчатый люк над орудийным колодцем заменен съемной дощатой палубой. Для устранения вредного влияния перебоев в работе винтов в результате их обнажения при килевой качке предусматривалась установка регуляторов частоты вращения.
В 1892 году «Ерш» переклассифицирована в канонерскую лодку береговой обороны. Участвовала в учебных плаваниях на Балтике. Исключена из списков флота в 1907 году.